Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Художественный вопрос с имущественной подоплекой

12.02.2017, 8:37      Новости Саратова
ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 4 (418) от 07.02.2017

максимальное приближение

Здание творческих мастерских могло быть выведено из собственности города незаконно? Елена Микиртичева , Анна Мухина Фото Матвей Фляжников

«Пришли неизвестные, не показали никаких документов, но заявили, что они – представители нового собственника, и велели нам в недельный срок освободить помещения. А там живопись, скульптура, там дерево. Если они сейчас окажутся на морозе – они просто погибнут». Саратовских художников в очередной раз выселяют из мастерских. Здание, как водится, историческое. И, как водится, в центре города.

Анна Мухина

С вещами на выход!

О выселении из мастерских, что располагаются в доме 65 по улице Советской, представители нового владельца здания предупредили художников еще 29 января, а экстренный круглый стол мастера кисти собрали уже 31-го. В выставочном зале местного отделения Союза художников народу собралось столько, что среди присутствующих затерялись даже муниципальные чиновники. Основные вопросы у художников, собственно, были как раз к ним.

С юридической точки зрения помещение на Советской, 65 художники занимают на птичьих правах. Здание это долгое время принадлежало художественному училищу, потом перешло на баланс города, а в 2001 году Союз художников получил свидетельство на право безвозмездного пользования этими помещениями. Договор был заключен сроком на пять лет. О дальнейших имущественных хитросплетениях история умалчивает, но, вероятно, договор этот продлялся, как минимум, единожды. Поскольку разговоры о непродлении начались в 2011 году. В том же году в здании отключили газ. Шестой год саратовские художники зимой работают в малопригодных для этого условиях. Арендовать или купить для работы студии они не могут – это слишком дорого. А город достойной замены даже этому помещению предоставить не в силах.

– Сейчас ситуация складывается так: пришли какие-то люди без документов и дали нам неделю на выселение, – разводит руками член правления саратовского Союза художников Людмила Маханькова . – Идти нам некуда.

Волею судьбы

Имущественный вопрос присутствующим взялась разъяснять начальница комитета по управлению имуществом администрации Саратова Татьяна Карпеева. Выяснилось, что творческие мастерские на самом деле какое-то время уже принадлежали муниципальному предприятию «Городские дороги плюс». А предприятие попало под процедуру банкротства.

– Волею судьбы нежилые помещения по Советской, 65 попали в конкурсную массу предприятия-должника, – заметила чиновница. – Были проведены все конкурсные процедуры и конкурсным управляющим господином Кручининым были реализованы. На сегодняшний день у помещения есть новый хозяин. И если не будет доброй воли собственника на оставление в здании творческих мастерских, помещение придется освобождать.

Посыл про таинственную волю неизвестной судьбы или про обстоятельства, которые внезапно сложились, очень интересный. Но это разговор не с юридической, а с эмоциональной точки зрения, которую в художниках так не любят чиновники. У каждой конкретной судьбы с наличием воли и права подписи есть имя, фамилия и должность. Но на вопрос, кто был рукой судьбы и когда подпись появилась на документе, передающем художественные мастерские предприятию по благоустройству города, Карпеева ответить не смогла. Но мы всё равно отправили в администрацию города запрос с просьбой предоставить нам этот документ.

Однако уже сейчас по ряду косвенных признаков можно сказать, что здание на Советской, 65 находилось в собственности города, но было передано «Городским дорогам плюс» в тот момент, когда дело о банкротстве началось.

Следите за руками!

В картотеке арбитражных дел есть данные, согласно которым самарское предприятие ООО «Веха-Регион» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о вступлении в дело о банкротстве МУП «Городские дороги плюс» 23 марта 2014 года. Ровно через месяц, 23 апреля 2014 года, это заявление было принято, и по его рассмотрению было назначено судебное заседание – на 27 мая 2014 года. Суд по этому вопросу собирался трижды – 27 мая, 2 и 3 июня 2014 года. На заседаниях присутствовали представители МУП «Городские дороги плюс».

А контракт на право хозяйственного ведения объектом нежилого фонда (мастерскими на Советской, 65) был подписан 29 августа 2014 года. Информацию об этом дает Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. То есть на момент передачи здания муниципальному предприятию в администрации уже были в курсе о начавшейся судебной тяжбе по банкротству предприятия. Но наличие дела о банкротстве не остановило администрацию города Саратова от передачи непрофильного (по крайней мере, с 1990 года здание тем или иным образом было связано с живописью и с живописцами) ликвидного имущества банкротящемуся предприятию.

На аукционе по продаже старинного здания в центре города торгов, по сути, не было: единственный участник – ИП Климова – был объявлен победителем

Восемь тысяч за квадрат

Новый собственник творческих мастерских – индивидуальный предприниматель из Камышина Волгоградской области Любовь Климова. Она стала единственным участником аукциона, который арбитражный управляющий Алексей Кручинин объявил еще в сентябре 2016 года. Но прошел аукцион в январе 2017-го. Так как на него больше никто не заявился, то и торгов, по сути, не было: единственный участник – ИП Климова – был объявлен победителем. И выложила она за старинное здание в центре нашего города всего 10,6 млн рублей. Если учесть, что общая площадь здания на Советской, 65 составляет 1323,4 квадратных метра, то это всего 8 тысяч рублей за квадратный метр.

Альтернатива в человеческих условиях

Творческие мастерские находятся в аварийном здании. Но даже сейчас они устраивают художников больше, чем то, что взамен предлагает им администрация. На заседании круглого стола Карпеева объявила, что город готов предоставить взамен шесть объектов в разных частях города. Конкретно по адресам: Лермонтова, 29, Техническая, 12, Верхоянская, 2, Шелковичная, 172, Астраханская, 118 и Бахметьевская, 33.

– Мы понимаем, что художники должны работать в нормальных человеческих условиях, – заметила чиновница, когда зачитывала эти адреса.

В итоге группа активистов рассмотрела только пять адресов из шести, потому что один адрес чиновники забраковали сами. Из оставшихся пяти к немедленному переселению готовы только два: бывший подростковый клуб на Лермонтова, 29 и помещение на ВСО, где нормальные площади, сухо, тепло, светло, есть вода и электричество. Но в этих помещениях смогут разместиться всего шесть мастерских. А в здании на Советской, 65 помещаются тридцать. По другим адресам свод проблем приблизительно один и тот же. Но, говоря по совести, условия там далеки от человеческих – слишком маленькие помещения, темные, без отопления, без коммуникаций, кое-где стоит вода. Мастерские на Советской по сравнению с такой альтернативой кажутся художникам раем.

Отложенная казнь

Единственное, что пообещала художникам Татьяна Карпеева, это посодействовать, насколько это будет в ее силах, отложить переезд мастерских. Чтобы живые люди, их работы и материалы не оказались на улице в мороз.

Круглый стол провели во вторник, а уже в пятницу стало известно, что отсрочка получена, правда, всего до 1 марта. Как рапортует сайт администрации города, «областная и городская власти активно участвуют в решении возникшего вопроса». Несмотря на то, что наш губернатор Валерий Радаев старается держаться подальше от любых скандалов и катастроф, тут он к ситуации интерес проявил. По сообщению «Общественного мнения», ситуацию с Советской, 65 губернатор держит на контроле и даже поставил подчиненным задачу: оказать художникам поддержку и их выселения на улицу не допустить. Надо думать, кто-кто, а уж Валерий Васильевич кровно заинтересован в том, чтобы скандал обошелся без жертв и не попал бы в ленты федеральных СМИ. Вот и пляшут чиновники вокруг художников как могут, собирают общественников, чтобы те тоже подумали, что в этой ситуации делать. Хотя находятся среди общественников и те, кто считает, что саратовские художники деньги лопатой гребут, да еще и помещения выпрашивают. А председатель общественной палаты области Александр Ландо и вовсе заявил, что его этот Союз художников достал.

– Надо что-то вкладывать, надо уметь свой товар продать, но они этого не умеют! – отрезал главный общественник.

Судя по всему, власти не сильно заботятся о том, чего лишится город, если он лишит художников их места работы

Чего лишится город?

Надо отдать должное Александру Соломоновичу, он среагировал жестко, но верно. Вместо того чтобы униженно выпрашивать, надо говорить о том, чего лишится город, если он лишит художников их места работы. Во-первых, если саратовские творцы город наш покинут, новые, например, памятники придется заказывать на стороне, что выйдет существенно дороже.

– Мы все работаем на город, – говорит скульптор Андрей Щербаков . – Участвуем в выставках – от региональных до международных, работаем на имидж города. Мы делаем международный конкурс «Белая ворона», проводим «Хвалынские пленэры». И ни копейки на это денег ни у кого не просим, всё на чистом энтузиазме. И сами всегда идем навстречу городу. Цены, по которым продаются наши работы в Саратове, – это мизер. А давайте я буду работать не по саратовским расценкам – не за 3,5–5,5 млн рублей памятник, а по московским – за 30–50 млн рублей? Да я с первого же заказа себе студию куплю и даже думать не буду. 3,5 млн рублей – это вся сумма заказа вместе с материалами, да. Гонорара там остается всего-ничего. Но мы же понимаем, что в бюджете не так много денег. И мы идем навстречу городу. Так почему же город не хочет идти навстречу нам? Да купили бы они две тысячи квадратных метров для художников, и вопрос был бы закрыт. Навсегда.

Во-вторых, Саратов покидает вся творческая молодежь. В основном из-за отсутствия мастерских. И новые звезды художественного искусства будут, как биатлонист Логинов – родились в Саратове, а бегают за Тюмень. И вся саратовская слава – плохие дороги да аварийное жилье.

В-третьих, художники такие же налогоплательщики, как и все остальные. Поэтому имеют право в этом государстве на свое отдельное нормальное рабочее место с достойными условиями труда.

Аварийное, но живое

Экскурсия по творческим мастерским на Советской, 65

Двухэтажное старое здание дореволюционной постройки. Кое-где из-под облупившейся желтой краски показался красный кирпич. Выкрашенная в скучный серый цвет тяжелая железная дверь с хлипким замком. И синяя вывеска – «Творческие мастерские Союза художников. Выставочный центр». На пороге нас встречает саратовский художник, член правления Союза художников Геннадий Панферов.

Анна Мухина

В помещении, куда мы входим, темно, пыльно и холодно. В неосвещенном коридоре стоят какие-то старые шкафы со сломанными дверцами. Извилистые коридоры, облупившаяся со стен кое-где краска, закуточки, дверки, заплатки. Гостеприимный хозяин, открывая нам дверь в свою мастерскую, вздыхает:

– Электричество тут пока еще есть.

Мы шагаем на ступеньку вниз. Перед нами студия – высокие потолки, стеллажи, столы, столики, куда ни посмотри – везде или краски, или букет кистей, торчащих из маленькой стеклянной банки. Напротив двери – старая каменная печь. Видно, что какое-то, значительное для нас, но незначительное для здания время назад ею пользовались.

– Когда нам газ отрезали, я сначала печку топил, – объясняет художник.

Сейчас вместо печки просторное, но несколько захламленное помещение отапливает электрокамин. Панферов, собираясь вести нас по зданию, одевается потеплее.

– Сейчас тут почти никого нет, – рассказывает художник. – У всех упадочническое настроение. Когда новые хозяева со своими условиями приехали, у многих руки опустились. А новые хозяева всех хотят выселить побыстрее, потому что думают, что мы тут всё подожжем. Вот за кого они нас принимают? За бандитов за каких?

Панферов стучится в одну дверь, в другую, в третью. Везде заперто.

Узкие извилистые коридоры выводят нас на лестницу, по которой мы поднимаемся на второй этаж. В коридорах едва ли теплее, чем на улице. Одно спасение – ветра нет. Штукатурка с потолка кое-где ободрана, видны рейки, забитые крест-накрест. По пути нам попадается своеобразно отгороженная мастерская – кусок коридора отделяют от внешнего мира тонкие стены, собранные из фанеры, досок и рифленого железа. На железной двери тяжелый висячий замок. Там тоже работает художник. И ему в этой консервной банке лучше, чем в большинстве помещений, которые предлагает город.

У одной из «нормальных» мастерских рядом с дверью прямо на стене нарисована женщина. Эту мастерскую занимала художница, которая теперь уехала в Питер, а ее автограф остался на этой стене как память о том, что она тут была и творила.

В очередной раз на стук дверь мастерской открывается. За дверью нас встречает художница Лада Валькова – одна из первых она подняла тревогу на фейсбуке по поводу расселения мастерских.

Старой выцветшей тканью с голубым рисунком от основного помещения отгорожена подсобка. В мастерской высокие потолки, два огромных окна, занавешенных такими же старыми шторками. На узком подоконнике банки с кистями, у двери – столик с букетом засохших цветов, старой, но красивой посудой. Всё пространство заставлено картинами – большими и маленькими. Это мастерская заслуженного художника России Наталии Чечневой.

– Когда нас выгнали из НИИ ГГ, мы года два работали на кухне, – рассказывает Лада. – Да, у себя дома, на собственных кухнях. Мы были рады и таким помещениям: тут кубатура, высота, стеллажи, свет. Можно работать. Такая кубатура нужна, чтобы создавать большие работы. Большие российские выставки требуют большого формата, так что… У меня родители – художники. Я выросла в мастерских. Для художника мастерские – это всё, это дом родной.

На потолке этого «родного дома» – огромная фанерная заплатка. И весь дом изнутри похож на одну сплошную чиненную-перечиненную вещь. Но он живой. Старый, изуродованный, но живой.

Откуда их только ни выселяли…

В разное время и по разным причинам саратовский Союз художников потерял мастерские по адресам Песковский переулок, дом 6, ул. Горького, дом 36, ул. Московская, дом 70 и ул. Московская, дом 125. Не считая помещения детской художественной школы, которая раньше располагалась в доме № 9 на Театральной площади.

Самые громкие переезды – это, конечно, скандалы, связанные с Московской.

Московская, 70 – последний этаж НИИ геологии и геофизики. В советское время здание строилось совместно с Союзом художников РСФСР, и последний этаж был специально запроектирован под художественные мастерские. Но, к сожалению, подтверждающих софинансирование документов не сохранилось, и саратовские живописцы лишились 20 мастерских.

Московская, 125, бывший Дом художника. Здание принадлежит ЗАО «Сарград» – один из активов депутата Сергея Курихина. И в течение почти девяти лет Дом художника разрушается. Равноценные помещения взамен утерянных мастерских город творческим единицам так до сих пор и не предоставил.

[Кстати сказать]

Как навсегда

Как известно, Париж – мекка для всяческого творческого люда. И в первую очередь для художников. И вот эти самые художники, в большинстве своем люди, мягко говоря, бедные, практикуют захват заброшенных домов, заводов и прочих пароходов.

Елена Микиртичева

Заброшенных – не в нашем понимании – загаженных и наполовину разрушенных. Заброшенных – в смысле неработающих, с демонтированным оборудованием. Как правило, находящихся в судебных процессах, потому пустующих. Так вот, художники захватывают такие здания и обустраивают там свои мастерские, творят и даже живут. Называются такие места сквотами. Понятно, такие захваты незаконны, и в сквоты регулярно наведывается полиция, но не для выдворения обитателей на улицу, а для проверки соблюдения законности. Впрочем, сквоты – это временное обиталище художников. Когда здания-сооружения обретают очередного законного хозяина, художников выгоняют.

Присутствие «захватчиков» в чужих помещениях ни в коем случае не означает захламление, загаженность, разруху, грязь и прочие атрибуты заброшенных российских домов. Наоборот, люди убирают пыль-грязь, разрисовывают стены, устраивают инсталляции, обустраивают временные мастерские и так далее. Причем делают это очень даже талантливо. Настолько, что муниципалитет Парижа отдал под сквот здание, расположенное в самом центре города, на улице Риволи, в пяти минутах хода от Гранд-опера.

Высокий, шестиэтажный одноподъездный дом. Очень чистый. На каждом этаже две-три-четыре мастерские. Почти на каждом этаже аккуратный бытовой уголок – холодильник, чайник, чашки. Столы, мольберты, картины, какие-то поделки. Работы можно купить. Можно просто положить деньги и взять то, что понравилось. Можно найти хозяина – это уже сложнее, утром и днем в здании больше туристов, а не художников.

Источник: https://fn-volga.ru/newspaperArticle/view/id/6190

Источник: compromatsaratov.ru
 Читайте также:

Предложено перенести столицу РФ за Урал

© W-dog.netГлава наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов выступил с инициативой о переносе столицы РФ за Урал. Соответствующее предложение он направил президенту страны Владимиру Путину. Он уверен, что Россия "гиперцен..

За три дня в Саратове оштрафовали 58 пешеходов-нарушителей

© ИА "Версия-Саратов"Отдел ГИБДД по Саратову подвел итоги операции "Пешеход. Пешеходный переход", проводившейся на этой неделе в областном центре. "Задачей мероприятия являлось выявление и пресечение нарушений ПДД водителями на пешеходных переходах, выявление и ..

Памятник Фритьофу Нансену заложен в Марксе

В бывшей столице республики немцев Поволжья прошел уникальный фестиваль В Марксе сегодня прошел фестиваль "Хлебная пристань", приуроченный ко дню города. На праздник приехали не только гости из Саратов и соседних районов, но и потомки немцев Поволжья, проживающие далеко..

Теплоэнергетики начинают перекладывать часть трубопровода на улице Рахова

Внеплановые работы пройдут перед реконструкцией зеленой зоны Специалисты саратовского филиала "Т Плюс" начинают внеплановую перекладку участка теплотрассы, которая проходит по зеленой зоне улицы Рахова. Об этом сообщила пресс-служба энергокомпании. "Учитывая план..

В Заводском районе «КамАЗ» задавил шедшего по дороге мужчину

Около 1,5 часов назад в Заводском районе Саратова неизвестный мужчина под колесами грузовикаОколо 1,5 часов назад в Заводском районе Саратова неизвестный мужчина под колесами грузовика. Об этом «Четвертой Власти» сообщили в городской автоинспекции. По предварительным св..

На Московской автобус сбил двух детей

© ИА "Версия-Саратов"Сегодня днем в центре Саратова автобус сбил двух подростков. По данным городского ОГИБДД, в 15.10 на перекрестке улиц Московской и Чернышевского под колеса автобуса MAN попали две девочки 12 и 16 лет, переходившие дорогу в неположенном месте Обеих п..

Найдены инвесторы для нескольких саратовских долгостроев

Валерий Радаев провел совещание по проблемам дольщиков Сегодня в региональном правительстве исполняющий обязанности губернатора Саратовской области Валерий Радаев провел рабочее совещание по проблемам дольщиков. В начале встречи глава Саратова Валерий Сараев отме..

Радаев возмутился последствиями «жульнической практики» строительства у горпарка

«Для этого надо очистить реестр кредиторов от недобросовестных дольщиков», - предложила БоковаУчасток под строительством домов ЖСК «Капитель-2002» в районе городского парка Саратова (он расположен в районе улиц Чернышевского, 3-го Берегового, 3-го Дегтярного и 2-го Волжского п..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство